8 (926) 610-60-54
Апрель 2nd, 2012 at 08:59

Ведение судебных дел. Представительство в арбитражном суде.

За время, как мы учредители юридическую компанию «Антанта» (ООО, 2007 год, г. Москва), и параллельно я практиковал юристом в частном порядке, в работе было много интересных судебных дел и, учитывая, что работа ведется в первую очередь с людьми, достаточно занимательных ситуаций с обращающимися доверителями.
Давно уже собирался написать общую статью о ведении судебных дел. Затронуть в ней не только порядок оформления договора на оказание юридических услуг, но и морально-этические аспекты взаимоотношений между юристом, адвокатом и лицом, обратившимся за юридической помощью.
Для кого написана эта статья? Возможно, для начинающих практиковать юристов и для лиц, нуждающихся в судебной защите. Материал может быть полезен и опытным юристам и адвокатам, т.к. высокий уровень судебного представительства не может говорить о таком же уровне взаимодействия с клиентами.

Ведение судебных дел является одним из основных направлений юридической деятельности. За время работы я убедился, что важно организовать свою деятельность так, чтобы не приходилось «цепляться» за каждого обратившегося человека – потенциального клиента. К сожалению, львиная доля адвокатов и частнопрактикующих юристов работает именно по этому принципу. Причина проста – нужно зарабатывать деньги, а не заниматься отбором интересных дел. Именно такой принцип я считаю ошибочным. Специалист в любой области должен организовать свою работу так, как запланировал, а не как получится. Вряд ли, кто-то планировал заниматься делами по ДТП в суде общей юрисдикции и представительством в арбитражном суде одновременно.

Без лишней скромности отмечу — я смог поставить свое дело таким образом, что без угрызений совести сообщаю обратившемуся человеку, что занимаюсь исключительно спорами в арбитражном суде. Да, я веду определенные категории дел, подведомственных судам общей юрисдикции (взыскание договорных и внедоговорных долгов и др.). Но уж точно не занимаюсь регистрацией и реорганизацией ООО, семейными и наследственными делами, ДТП, регистрацией недвижимости, договорной работой и др.

Читатель может обратить внимание, что на этом сайте размещается достаточно большое количество рекламных объявлений конкурентов. Это обстоятельство не вызывает у меня переживаний – большая часть перешедших по этим ссылкам посетителей ресурса возвращается обратно. Практически все юридические сайты в сети Интернет содержат громогласные предложения лучших в Москве юридических услуг, регалии их юристов и адвокатов, проводимые акции и списки известных организаций – их клиентов, однако, выбирающий для решения своей проблемы специалиста доверитель не видит никакой полезной информации для себя, ничего говорящего о реальной квалификации судебных специалистов.

Я не буду детально останавливаться на вопросах маркетинга и продвижения юридических услуг в сети Интернет. Что делаю для продвижения своих услуг я, читатель уже знает (раз читает эти строки). Но делопроизводство следует вести на таком уровне, чтобы количество обращений к юристу позволяло брать в работу только профильные судебные дела. Это не означает, что я выбираю самых интересных клиентов (хотя доля правды и в этом есть), просто, в большинстве случаев, обратившийся за помощью человек сам не знает, какого характера помощь ему требуется, что совершенно нормально. И вот мы пришли к вопросу, который является первоначальным при обращении к судебному юристу: классификация обращения. Ведущий прием, устную или письменную консультацию юрист должен определить характер спорных взаимоотношений, их стадию, основные пути решения и вид помощи, необходимый в конкретном случае.

Желательно, чтобы предварительная юридическая консультация не была платной. По ряду дел мне пришлось ввести оплату консультации, т.к. был большой наплыв людей, часть из которых, как оказывалось не планировали обращаться и т.п. Юрист, адвокат должен показать потенциальному доверителю себя и свою квалификацию по ведению дел в суде, а доверитель, в свою очередь, должен иметь возможность сравнить его с другими специалистами юриспруденции по судебному арбитражному представительству. Только в этом случае, обратившееся за судебной защитой лицо сможет самостоятельно сделать выбор. Если же юрист «продавил» такое решение и навязал свои услуги, то, впоследствии, это не сыграет в его пользу. Не каждый человек, находясь на приеме у юриста, способен оперативно анализировать происходящие события и делать выводы, однако, потом он в любом случае не раз «прокрутит» в голове все ваше общение.

После того, как юрист рассказал доверителю о возможностях досудебного и судебного урегулирования возникшего спора, следует предоставить ему необходимое время для принятия взвешенного решения.

Итак, доверитель, уже не потенциальный, приходит для оформления взаимоотношений. Перед тем, как подписать договор и получить аванс, необходимо детально проанализировать всю имеющуюся по делу документацию. На этапе предварительной консультации часть доверителей не спешит представлять на обозрение все как есть, и это их право.

«Заказчик услуг командует парадом, т.к. он платит» — это мнение ошибочное. За время работы я несколько раз встречал таких самоуверенных руководителей, которые заявляли, что заказчик – в договорных отношениях главный субъект. Речь не идет о задетой таким несправедливым заявлением гордости, или о том, что согласно основным положениям ГК РФ о договоре – его стороны равны, а порядок их взаимодействия не презюмируется, а согласовывается в договоре. Я в таких случаях уточняю, как был сделан выбор в мою пользу и для чего. Если человек принял взвешенное решение, то он ответит, что мой опыт и моя квалификация соответствуют нужному для ведения судебного дела уровню. Следующий вопрос назревает сам – неужели, не имея возможности самостоятельно вести процесс, выбрав для этого профессионального юриста, вы хотите возглавлять и координировать его работу? Ведь та необходимая для суда профессиональная составляющая специалиста умаляется и сама причина обращения к юристу исключается.

Безусловно, действия ведущего судебный процесс юриста и заказчика должны быть согласованы. Для этого, перед заключением договора следует обсудить все детали предстоящей работы и самые важные из них отразить в подписываемом договоре. Что касается согласования его условий, то, в случае, когда заказчик много раз просит изменять и дополнять его, это говорит об имеющемся «зерне недоверии». Важно на этом этапе остановиться и уточнить, что именно смущает доверителя. Возможно, следует подробно разъяснить порядок обращения с иском в суд или ведения исполнительного производства, в некоторых случаях, показать соответствующую судебную практику. Если то «зерно недоверия» вовремя не исключить из отношений, то оно в большинстве случаев начнет «прорастать» и создаст немало неприятностей, причем в независимости от успешности ведения судебного дела.

Я очень серьезно отношусь к тому, чтобы, когда договор оформлен и подписан, ни у меня ни у доверителя не было оснований для беспокойства. Для этого я максимально детально прорабатываю правовую позицию и ее основу согласовываю с доверителем. Ведение судебных дел этого требует практически во всех случаях. Остальное, вне зависимости от того, желает ли заказчик присутствовать на судебных заседаниях или не тратить свое драгоценное время на это, остается за грамотным и качественным представительством в арбитражном суде.

И я часто говорю несколько абсурдную для юриста фразу: «Договор не способен урегулировать все возможные варианты развития отношений, он призван зафиксировать обязанности юриста (предмет договора) и порядок их оплаты». О том же говорит и мой слоган на странице Обо мне: «Честь, достоинство и репутация юриста, у которого они есть и которыми он неизменно дорожит, руководят его профессиональными действиями при работе с доверителями и в суде».

-

Если статья оказалась полезной, поделитесь с коллегами через социальную сеть:

  • Опубликовать в Twitter
  • Написать в Facebook
  • Поделиться ВКонтакте
  • В Google Buzz
  • Записать себе в LiveJournal
  • Показать В Моем Мире
  • В дневник на LI.RU

RSS Подписаться к этой ленте комментариев | TrackBack URI

Оставьте комментарий здесь

Связаться с нами

Тема обращения

 банкротство возврат задолженности строительные споры юридический аутсорсинг налоговые споры корпоративные споры другое

получить бесплатную консультацию

Арбитражные споры - это разногласия между организациями (ИП, руководителями, собственниками, иными субъектами коммерческой деятельности).
Данная форма предназначена для обращений непосредственно по ведению дел и платному консультированию.